среда, 26 ноября 2014 г.

Хорошие вопросы к коучу #rozhdestvinacoach




В этом году я частвовала в проекте   Дарьи Кутузовой  и журнала Жить Интересно по структурированному письму со специальными наводящими вопросами, сформулированными на основе принципов и техник нарративного подхода.

Дарья Кутузова кандидат психологических наук, нарративный консультант и специалист в области терапевтического письма. Ведет блог pismennyepraktiki.ru
Все участники этого проекта присылали свои истории-затравки. Дарья для каждого участника индивидуально формулировала вопросы; участники отвечали на эти вопросы приватно, а после писали рефлексивный отклик.
Поскольку я очень люблю хорошие вопросы, я непременно записалась поучаствовать в этом исследовании-эксперименте.
Мой рефлексивный отклик можно прочитать вот здесь - Рефлексивный отклик. Опыт № 11
А здесь в своем блоге я поделюсь своими ответами на вопросы Дарьи.
Поучилось своего рода интервью со мной по поводу моего увлечения хорошими вопросами :)




Как возник Ваш интерес к "хорошим вопросам"?
Я практикую коучинг, и в какой то момент почувствовала – что одни вопросы – очень обычные – то есть на них есть такой обычный и среднепредполагаемый ответ. И такие вопросы никак не сдвигают человека(меня или клиента) в решении или разрешении своей ситуации. А есть вопросы, которые запускают что-то, чего раньше не было, какой-то такой процесс открытия самому себе новых возможностей и новых горизонтов и новых идей. Стало очень интересно - «ловить»  такие вопросы. Потом они как то само собой стали называться «хорошими вопросами»

Как Вы распознаете, какой вопрос "хороший" - для Вас лично в конкретный момент?
Для меня лично «хороший вопрос» это такой вопрос – от которого на мгновение случается «звенящая пустота» и потом открывается вид. Знаете, очень похоже на то, когда взбираешься на вершину и вдруг -  открывается вид – вид на ущелье, долину или на море))) огромный такой вид. И внутри замирает вдох от красоты и невероятности этого вида. И радуешься.

Почему для Вас важно подтвердить свою гипотезу?
Вот прямо сейчас, благодаря этому хорошему вопросу я поняла – что это не гипотеза – а данность – такая аксиома – для каждого  человека в каждый момент времени есть тот самый хороший вопрос.  
Для каждого человека – есть хороший вопрос. Я радуюсь, подтверждая эту истину. И радуюсь, когда чувствую, что у человека происходит «открытие самого себя».

Что изменилось бы для Вас, если бы Ваша гипотеза оказалась неверной?
Дело в том, что каждый человек, находясь на своем уровне способен принять вопрос, который соответствует его уровню. Поэтому мастерство и заключается в том, чтобы настроиться на уровень вибраций (осознанности) человека и «увидеть» его «хороший вопрос». Гипотеза верна в любом случае. Это данность. Мне остается лишь оттачивать мастерство.

Можете ли Вы припомнить ситуацию, когда Вы почувствовали, что у Вас получается задавать "хорошие вопросы" не "время от времени", а "практически всякий раз" - если эта формулировка находит у Вас отклик?
Это стало происходить больше года назад, когда я распробовала в полной мере хорошие вопросы и осознала эту истину – что для каждого есть свой хороший вопрос. Думаю, это случилось тогда, когда мне удалось одним вопросом вывести клиента из жалобы и хаоса собственных мыслей  в русло продуктивного думания.

Как Вы выбираете, какой конкретно вопрос задать собеседнику?
Я никогда не выбираю. Именно когда я перестала выбирать – эти самые хорошие вопросы стали рождаться. Я никогда не знаю, какой именно вопрос я задам. Я внимательно слушаю собеседника, настраиваюсь на  его волну, слушаю слова и смыслы,  и в определенный момент рождается вопрос. Просто я на каждой сессии с  установкой – для каждого человека в каждый момент времени есть хороший вопрос, который откроет для него новый слой мира.

На что Вы при этом ориентируетесь?
Ориентируюсь и настраиваюсь на собеседника. Слушаю и чувствую его. Выделяю его ключевые ценностные слова, выделяю ключевые эмоции, стараюсь почувствовать, что он действительно хочет.

Как Вы формулируете свои "хорошие вопросы"?
У меня есть несколько основных настроек для «хороших вопросов» - направленность на будущее, позитивная формулировка, стремление к позитивным изменениям, улучшение, движение, развитие, смысл и ценность.

Как Вы научились этому?
Я научилась слушать и чувствовать людей. Завела все настройки «хороших вопросов» на уровень навыка и теперь имею возможность моделировать и креативить в зависимости от ситуации.

В каких ситуациях Вам проще, а в каких - сложнее задавать собеседникам "хорошие вопросы"?
Конечно, легче всего задавать «хорошие вопросы» возможникам – тем, кто сам ищет изменений и новые возможности, новые пространства для воплощения.
Сложнее с жалобщиками, особенно с теми, кто жалуясь, как будто старается всеми силами и себя и коуча убедить – что все плохо. С ними, бывает, хорошо срабатывают провокативные вопросы.

С чем это связано - в Вашем состоянии, в особенностях собеседника, в тематике беседы и пр.?
Это связано с несколькими вещами – уровень доверия ко мне как к коучу, уровень осознанности, и уровень принятия своих ситуаций. Опять же, кто собеседник - жалобщик, покупатель или возможник.

Что в задавании вопросов дается Вам уже легко, что Вы делаете уверенно - а в чем уверенности пока еще нет, но с поддержкой более опытного человека Вы можете делать это хорошо?
У меня еще не всегда получается настраиваться когда человек не верит мне. 
Не всегда могу поймать это ровное состояние Абсолютности. 
Бывает, что срываюсь в «доказательства» - что вопросы – работают и коучинг это супер-метод. Дарья, спасибо за этот вопрос – я осознала  - свою зону роста.(хотя первый ответ был – я уже всё умею)))
Какого уровня опыта человек может стать мне поддержкой в этом? (это я уже сама себе задаю вопрос) – думаю уровень проповедника и духовного учителя.

Чему, связанному с задаванием "хороших вопросов", Вы сейчас больше всего хотели бы научиться?
Вот именно состоянию Абсолютности с любым собеседником, с любым клиентом.

#rozhdestvinacoach #хорошийвопрос


Комментариев нет:

Отправить комментарий