пятница, 3 января 2014 г.

Коучинг – насколько это действительно «новое слово»?



 Коучинг – насколько это действительно «новое слово»?
В настоящее время  становится все более и более популярным коучинговый подход.
Почему такая популярность,  откуда он пришел в бизнес и что называют коучингом – метод, подход или технологию?
Часто спрашивают: «А откуда он взялся? Кто его вообще изобрел?»
В Казахстане - коучинг направление новое, поэтому часто встречается подобная постановка вопроса.
Коуч  - от английского - coach — специалист или тренер, проводящий тренировку.
У нас часто ассоциируют коуча с наставником или экспертом, который расскажет, покажет и научит,  как правильно делать.
Давайте разбираться, что же на самом деле включает в себя  эта новая технология.

 Коучинг – это искусство задавать вопросы.
Подход, отражающий основной смысл современного коучинга применялся еще Сократом.
Своих учеников он подводил к истине через диалог, задавая вопросы, тем самым противопоставляя внешнее знание и внутреннее – философское, которому нельзя научить, его только можно открыть в себе самом. Сам Сократ сравнивал своё метод с искусством повивальной бабки, с разницей, что он  помогает разрешиться от бремени не женщинам, а мужчинам - помогая «родить знание». В этих диалогах Сократ отводил себе роль наблюдателя, уверяя,  что он «сам пуст, и потому от него никто ничему научиться не может, а каждый производит с его помощью лишь то, чем сам чреват».

Коучинг – это искусство задавать вопросы. И не простые вопросы,  а вопросы, которые помогают осознавать. Вопросы, которые  стимулируют задуматься, заглянуть внутрь  себя или посмотреть на ситуацию со стороны,  найти самую суть, понять  и увидеть варианты и возможности, получить новое знание.
Основной инструмент коуча  – это открытые, сильные, трансформационные вопросы.


Суть коучинга – формирование осознанности и ответственности.
Коучинг  как современная технология сформировался на рубеже 80-90гг XXвека.
Тимоти Голви - один из основателей коучинга как подхода, в середине 70-х гг., оставив работу в области образования и работая тренером по теннису в спортклубе, исследовал процессы обучения и изменений у спортсменов. В спорте  есть хорошая возможность непосредственно наблюдать поставленные цели и их достижение. И Голви заметил, когда спортсмен доверяет  экспертной оценке тренера,  то он сводит свою ответственность только до уровня точного выполнения того, что ему сказал тренер. В результате этого сильно снижается  готовность спортсмена научиться и нести ответственность за свое обучение и за свои результаты.
В 1974 году Голви издает книгу «Внутренняя игра в теннис», в которой он впервые описал свое видение тренерской работы  - коучинга. Эта первая его книга стала международным бестселлером. Впоследствии Голви издал еще несколько книг, в том числе книгу  «Работа, как внутренняя игра», в которых описал применение метода «внутренней игры» в бизнесе.

Коучинг как метод, позволяет повышать свою собственную осознанность, принимать ответственность и контролировать  результаты. На самом деле мы можем контролировать лишь то, что осознаем, что мы не осознаем – контролирует нас.


 Смысл коучинга – движение к цели.
Сэр Джон Уитмор - один из ведущих бизнес-тренеров Великобритании, создал, ставшую  популярной в бизнесе модель коучинга GROW.
На первом этапе -  Goal — Цели -  происходит ранжирование целей  на ближайшую  и долгосрочную перспективу.
Reality — Реальность — это  ориентация в текущей обстановке – оценка ресурсов и возможностей.
Options — Выбор — Это этап определения стратегий, планов и вариантов  действий.
Will—Намерение  — Этап выбора и принятия решения - что делать, как делать, кто это будет делать и ради чего?
 Коучинг позволяет осознать и оценить  ресурсы в настоящем и всегда направляет вас в будущее.

Согласитесь, что создание решений более эффективно, чем решение проблем. И это один из ключевых фокусов внимания  – стремление к желаемому результату.
 
 Принципы.
Международный стандарт коучинга основывается на базовых принципах, сформулированных американским психотерапевтом – Милтоном Эриксоном.
Их всего пять.
С каждым человеком все Окей. Этот первый принцип очень прост и одновременно очень сложно поверить в это, ведь с детства нас учили оценивать и нас оценивали из категории «хороший - плохой». Но на самом деле с каждым человеком все в порядке.
Второй принцип: намерение всегда позитивно. В основе любого поведения всегда лежит позитивное намерение. Как бы ни поступал человек – в основе его поведения лежит позитивное намерение по отношению к самому себе. Со стороны его поведение может казаться отрицательным и негативным, но если  вы сможете посмотреть на ситуацию глазами этого человека…
Всегда есть все необходимые ресурсы. Это третий принцип. Человек сам является источником всех необходимых ресурсов и знаний.
Четвертый принцип – человек всегда делает наилучший выбор, из доступных ему на момент выбора, вариантов.
И пятый принцип  - изменения не только возможны, изменения – неизбежны. Изменения происходят постоянно и одни изменения влекут за тобой другие изменения, и эти изменения, в свою очередь, провоцируют следующие и так далее. Каждый наш выбор и каждое наше действие ведет к изменениям.

Следуя этим принципам профессиональный коуч  способствует раскрытию потенциала и всех внутренних возможностей человека. Коучинговый подход в бизнесе, основанный на этих принципах  позволяет руководителю развивать и мотивировать своих подчиненных, создавать действительно сильные и созидательные команды.

Возможности и выгоды.
Своей целью коучинг ставит выявление в людях и в командах самых лучших и сильных качеств, развивая и используя которые  мы  получаем большую  эффективность и производительность.

Следование принципам коучинга и признание ценности («окей-ности») людей  - влекут за собой улучшение взаимоотношений в команде, создание единого поля взаимодействия и творческого созидания, больше креативных идей и нестандартных решений.
Большая гибкость и умение приспосабливаться к переменам – еще  один из результатов применения коучингового подхода в компаниях.

Фокус на достижение целей, на создании решений, на возможности осуществлять осознанный выбор – все это ведет к повышению уровня и качества проживания жизни. 

Изменения неизбежны.
Командно-контрольные методы управления перестают быть эффективными, ведь новое поколение Y требует определенного отношения к себе. Они настаивают на большей свободе выбора и большей ответственности за свой выбор, они хотят получать радость и удовольствие от работы –  инструкции, иерархия, авторитарность демотивируют и снижают вовлеченность в процесс достижения целей.
В такой ситуации коучинговый подход позволяет повысить эффективность и удержать хороших сотрудников, мотивировать их создавать лучшие результаты.

Коучинг, как стиль и формат мышления влечет за собой позитивные изменения во всех сферах  в организационном и личном плане. 
Ирина Рождествина

коуч ICF

19/02/2013г

Статья написана в ответ на многочисленные вопросы о коучинге от участников и гостей

Комментариев нет:

Отправить комментарий