Коучинг – насколько это
действительно «новое слово»?
В
настоящее время становится все более и
более популярным коучинговый подход.
Почему
такая популярность, откуда он пришел в
бизнес и что называют коучингом – метод, подход или технологию?
Часто
спрашивают: «А откуда он взялся? Кто его вообще изобрел?»
В
Казахстане - коучинг направление новое, поэтому часто встречается подобная постановка
вопроса.
Коуч - от английского - coach — специалист или тренер,
проводящий тренировку.
У
нас часто ассоциируют коуча с наставником или экспертом, который расскажет,
покажет и научит, как правильно делать.
Давайте
разбираться, что же на самом деле включает в себя эта новая технология.
Коучинг – это искусство
задавать вопросы.
Подход,
отражающий основной смысл современного коучинга применялся еще Сократом.
Своих
учеников он подводил к истине через диалог, задавая вопросы, тем самым
противопоставляя внешнее знание и внутреннее – философское, которому нельзя
научить, его только можно открыть в себе самом. Сам Сократ сравнивал своё метод
с искусством повивальной бабки, с разницей, что он помогает разрешиться от бремени не женщинам,
а мужчинам - помогая «родить знание». В этих диалогах Сократ отводил себе роль
наблюдателя, уверяя, что он «сам пуст, и
потому от него никто ничему научиться не может, а каждый производит с его
помощью лишь то, чем сам чреват».
Коучинг
– это искусство задавать вопросы. И не простые вопросы, а вопросы, которые помогают осознавать. Вопросы,
которые стимулируют задуматься,
заглянуть внутрь себя или посмотреть на
ситуацию со стороны, найти самую суть,
понять и увидеть варианты и возможности,
получить новое знание.
Основной
инструмент коуча – это открытые,
сильные, трансформационные вопросы.
Суть коучинга – формирование осознанности и ответственности.
Коучинг как современная технология сформировался на
рубеже 80-90гг XXвека.
Тимоти
Голви - один из основателей коучинга как подхода, в середине 70-х гг., оставив
работу в области образования и работая тренером по теннису в спортклубе, исследовал
процессы обучения и изменений у спортсменов. В спорте есть хорошая возможность непосредственно
наблюдать поставленные цели и их достижение. И Голви заметил, когда спортсмен
доверяет экспертной оценке тренера, то он сводит свою ответственность только до
уровня точного выполнения того, что ему сказал тренер. В результате этого
сильно снижается готовность спортсмена
научиться и нести ответственность за свое обучение и за свои результаты.
В
1974 году Голви издает книгу «Внутренняя игра в теннис», в которой он впервые
описал свое видение тренерской работы - коучинга. Эта первая его книга стала
международным бестселлером. Впоследствии Голви издал еще несколько книг, в том
числе книгу «Работа, как внутренняя
игра», в которых описал применение метода «внутренней игры» в бизнесе.
Коучинг
как метод, позволяет повышать свою собственную осознанность, принимать
ответственность и контролировать результаты. На самом деле мы можем
контролировать лишь то, что осознаем, что мы не осознаем – контролирует нас.
Смысл коучинга –
движение к цели.
Сэр Джон
Уитмор - один из ведущих бизнес-тренеров Великобритании, создал, ставшую популярной в бизнесе модель коучинга GROW.
На
первом этапе - Goal — Цели - происходит ранжирование целей на ближайшую
и долгосрочную перспективу.
Reality
— Реальность — это ориентация в текущей
обстановке – оценка ресурсов и возможностей.
Options
— Выбор — Это этап определения стратегий, планов и вариантов действий.
Will—Намерение — Этап выбора и принятия решения - что
делать, как делать, кто это будет делать и ради чего?
Коучинг
позволяет осознать и оценить ресурсы в
настоящем и всегда направляет вас в будущее.
Согласитесь,
что создание решений более эффективно, чем решение проблем. И это один из ключевых
фокусов внимания – стремление к
желаемому результату.
Принципы.
Международный
стандарт коучинга основывается на базовых принципах, сформулированных
американским психотерапевтом – Милтоном Эриксоном.
Их
всего пять.
С
каждым человеком все Окей. Этот первый принцип
очень прост и одновременно очень сложно поверить в это, ведь с детства нас
учили оценивать и нас оценивали из категории «хороший - плохой». Но на самом
деле с каждым человеком все в порядке.
Второй принцип: намерение всегда позитивно. В основе
любого поведения всегда лежит позитивное намерение. Как бы ни поступал человек
– в основе его поведения лежит позитивное намерение по отношению к самому себе. Со стороны его поведение
может казаться отрицательным и негативным, но если вы сможете посмотреть на ситуацию глазами
этого человека…
Всегда
есть все необходимые ресурсы. Это третий
принцип. Человек сам является источником всех необходимых ресурсов и знаний.
Четвертый принцип – человек всегда делает наилучший
выбор, из доступных ему на момент выбора, вариантов.
И пятый принцип - изменения не только возможны, изменения
– неизбежны. Изменения происходят постоянно и одни изменения влекут за тобой
другие изменения, и эти изменения, в свою очередь, провоцируют следующие и так
далее. Каждый наш выбор и каждое наше действие ведет к изменениям.
Следуя
этим принципам профессиональный коуч
способствует раскрытию потенциала и всех внутренних возможностей
человека. Коучинговый подход в бизнесе, основанный на этих принципах позволяет руководителю развивать и
мотивировать своих подчиненных, создавать действительно сильные и созидательные
команды.
Возможности и выгоды.
Своей
целью коучинг ставит выявление в людях и в командах самых лучших и сильных
качеств, развивая и используя которые
мы получаем большую эффективность и производительность.
Следование
принципам коучинга и признание ценности («окей-ности») людей - влекут за собой улучшение взаимоотношений в
команде, создание единого поля взаимодействия и творческого созидания, больше
креативных идей и нестандартных решений.
Большая
гибкость и умение приспосабливаться к переменам – еще один из результатов применения коучингового
подхода в компаниях.
Фокус
на достижение целей, на создании решений, на возможности осуществлять
осознанный выбор – все это ведет к повышению уровня и качества проживания
жизни.
Изменения неизбежны.
Командно-контрольные
методы управления перестают быть эффективными, ведь новое поколение Y требует определенного отношения к
себе. Они настаивают на большей свободе выбора и большей
ответственности за свой выбор, они хотят получать радость и удовольствие от
работы – инструкции, иерархия, авторитарность
демотивируют и снижают вовлеченность в процесс достижения целей.
В
такой ситуации коучинговый подход позволяет повысить эффективность и удержать
хороших сотрудников, мотивировать их создавать лучшие результаты.
Коучинг,
как стиль и формат мышления влечет за собой позитивные изменения во всех сферах в организационном и личном плане.
Ирина Рождествина
коуч ICF
19/02/2013г
Статья написана в
ответ на многочисленные вопросы о коучинге от участников и гостей
Комментариев нет:
Отправить комментарий